Консультация для родителей «Первая помощь ребенку в кризисной ситуации»


Первая помощь ребенку в кризисной ситуации
 
    Кризис - это состояние, в котором человек воспринимает происходящее или ситуацию как непреодолимую тяжесть. Это ситуация, в которой превышаются возможные силы человека приспосабливаться к ситуации, и в которой нет возможности разрешить проблему обычными способами.  Кризисные ситуации – это природные катастрофы, несчастные случаи или преступные действия, в результате которых необходима дополнительная помощь (полиции, скорой помощи и др.), случаи самоубийства или смерти, насилия среди сверстников и другое.
 
      Реакция ребенка на кризисную ситуацию
  •   Многих родителей беспокоит  то, как дети  реагируют на кризис или несчастный случай, и при этом они не знают, как  помочь. В кризисной ситуации чаще всего меняется поведение ребенка, это может выражаться в возращении к поведению, которое было характерно ребенку на более ранних возрастных этапах (регрессия).
  • Очень важно отметить (знать), что в большинстве случаев это нормальная реакция на ненормальную ситуацию.
  • Дети «перерабатывают» травму медленнее, чем взрослые; реакция на травму зависит от возраста ребенка и его особенностей развития.
От рождения до 2-х лет
  • Высокий уровень тревожности ребенок может выражаться в плаче, кусании, бросании предметов, сосании пальца и в  возбужденном поведении.
  • Если ребенок пережил травму в этом возрасте, то позднее могут остаться  неосознанные воспоминания о травматической ситуации (в основном, на эмоциональном уровне).
 2-х – 6-ти летние дети
  • Могут использовать травматическую ситуацию в своих играх или выборе игрушек;
  • Можно наблюдать тревожную, усиленную привязанность к родителям или опекунам;
  • Могут стать несамостоятельными;
  • Любые изменения в повседневной жизни могут воспринимать как угрозу для своей безопасности;
  • Может усилиться склонность к скрытности, возможны нарушения сна, ночные кошмары;
  • Хотя в этом возрасте дети не могут еще понять, что такое смерть, травматические синдромы у них могут появиться быстрее, чем у взрослых.
6-ти – 10-ти летние дети
  • Могут использовать травматическую ситуацию в своих играх или выборе игрушек;
  • Могут уменьшиться способности к концентрации;
  • Могут появиться радикальные изменения в поведении ребенка;
  • Могут начать фантазировать о произошедшем со «спасением» в конце;
  • Может усилиться склонность  скрытности;
  • Могут возникать трудности в контроле своего поведения;
  • Может проявиться  поведение, которое было характерно ребенку в более раннем возрасте.
     Оказаться в неблагоприятных, кризисных условиях может любой ребенок. Перемены, с которыми он самостоятельно справиться не может, несут социальные, общественные и внутрисемейные события (наркомания, пристрастие к алкоголю, насилие, маргинальный образ жизни, малообеспеченность, медицинские проблемы и т.п.).Помощь детям, попавшим в непростые условия (будь то семейный или общественный кризис), должна быть многоступенчатой, грамотно организованной, эффективной.
Профессиональная организация помощи трудным детям предусматривает:
  • диагностику семьи, личности;
  • раскрытие реабилитационного потенциала ячейки общества;
  • разработку индивидуальной программы социальной адаптации или реадаптации;
  • непосредственную работу с малышами и родителями;
  • сопровождение и консультационную поддержку на всех этапах;
  • взаимодействие с семьей либо опекунами
     Эффективная поддержка ребенка вне зависимости от причин возникновения трудной жизненной ситуации, тяжести конкретного случая, включает:
  • Проработку каждой имеющейся проблемы.
  • Создание мотивации к успеху и условий для его достижения. Это позволяет решать вопросы нравственного, физического совершенствования.
  • Вовлечение малышей в процессы воспитания, обучения, неформальной коммуникации.